Если педагог не заботится о том, чтобы на учебном занятии находилось время для шуток и расслабления, то учащиеся сами создают свою особую «карнавальную культуру», которая в некоторых случаях может быть деструктивной. «Классный шут» напоминает педагогу, что учащиеся воспринимают его как человека, лишенного юмора. Как правило, такой «клоун» находит живую поддержку у остальных учащихся, которые восстают против скуки и однообразия на учебном занятии и активно демонстрируют педагогу свое разочарование.
Если мы верим в то, что обучение – это не только передача знаний, но и творческий процесс человеческого взаимодействия, то, создавая в группе атмосферу признания, энтузиазма и поддержки, мы тем самым формируем у учащихся позитивное отношение к себе.
Давая клятву Гиппократа, врачи обязуются не наносить вреда своим пациентам. По аналогии педагоги могли бы давать клятву Сократа, обязуясь минимизировать по возможности страх и стресс учащихся. Многие взрослые вспоминают с благодарностью тех преподавателей, которые обладали чувством юмора, умели разрядить обстановку доброй шуткой.
Перерывы в учебном процессе - не пустое время, а необходимость. В среднем учащиеся могут качественно воспринимать информацию в течение 12-15 минут. После этого обязательно должна быть пауза. Вы сможете повысить эффективность обучения, если будете следовать принципу контрастности переживаний. Особенно важны многократные чередования непривычных действий и действий ритуальных. Новизна привносит радость, эффект неожиданности и снимает напряжение, ритуалы создают ощущение устойчивости и предсказуемости.
Если учащиеся верят педагогу, не боятся его, то им нет необходимости тратить свою энергию на нарушение поведения. Поэтому критерием успеха деятельности педагога является выполнение им главных задач по отношению к учащимся:
- развивать веру в успех;
- считать ошибки нормальным и нужным явлением;
- признавать и видеть достижения каждого;
- учить учащихся управлять собственной деятельностью.