Методическая деятельность в гимназии призвана обеспечивать профессиональную адаптацию, становление, развитие и саморазвитие личности каждого педагогического работника на основе его индивидуальных особенностей, педагогически способностей, возможностей, знаний и умений, успехов и затруднений, реализуя тем самым личностно-ориентированный подход в данном виде деятельности, выступает необходимой организационной основой инновационной направленности гимназии.
Методическая работа в гимназии осуществляется по следующим направлениям деятельности:
- повышение квалификационной категории и педагогического мастерства педагогических работников, выявление, обобщение и трансляция педагогического опыта – индивидуальная методическая деятельность;
- учебно-методическая работа с методическими объединениями, творческими группами педагогических работников, инновационная и экспериментальная деятельность – групповая методическая деятельность;
- работа педагогического совета как коллективная методическая деятельность;
- работа с одаренными и высокомотивированными учащимися, обеспечение психолого-педагогического сопровождения высокомотивированных учащихся;
- обновление методической оснащенности кабинетов.
Управление методической работой в гимназии представлено трехуровневой системой. В качестве самостоятельных выделены организационные формы и методы управления каждого из уровней:
- первый – уровень руководства гимназии;
- второй – уровень методических формирований (профессиональных объединений);
- третий – уровень педагогических работников.
Первый уровень представлен директором и его заместителем по методической работе, которые осуществляют управление профессиональным ростом педагогов как через коллективные, групповые, так и индивидуальные формы работы (консультации, собеседования, мониторинги, тематические педагогические советы, психолого-педагогические семинары, фестиваль методических идей, Академию мастерства, методический салон, методический практикум).
На данном уровне руководство использует следующие методы в работе с педагогическими кадрами: мотивацию, проектирование, моделирование, стимулирование творческого роста, метод SWOT-анализа.
Второй уровень представлен методическими формирования гимназии (предметные методические объединения, методическое объединение классных руководителей, школа молодого специалиста, школа педагогического опыта).
К формам работы второго уровня относятся: заседания, семинарские занятия, мастер-классы, семинары-практикумы, круглые столы, творческие отчёты, наставничество, предметные недели.
Свои управленческие функции структуры второго уровня реализуют, используя определённые методы: дискуссии, диалоги, презентации, мозговой штурм, деловая игра, взаимопроверка, рецензирование, заинтересованность в результатах коллективной работы, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, выполнение творческих заданий, побуждение к поиску альтернативных решений.
Управление на третьем уровне осуществляется на основании реализации принципа «само-»: самоанализ профессиональной деятельности педагогов, самоорганизация, самореализация, саморефлексия, самокоррекция и самооценка. Ярким примером данного вида деятельности являются разработки и реализация индивидуальных траекторий профессионального роста педагогических работников, способом и средством проявления которого служат индивидуальные профессиональные портфолио.
Качество образования и его эффективность в наибольшей степени зависит от профессиональных характеристик педагогического коллектива, его квалификации, способности к восприятию нововведений, эффективного педагогического опыта. Высококвалифицированный педагогический коллектив – основа успешного функционирования и развития гимназии как педагогической системы.